Украина


 

Флот Украины отдает концы

 Флот Украины отдает концы

Залпы в Донбассе подзатихли. Возможно, поэтому с первых дней 2016 года политики и экспертное сообщество на Украине внезапно горячо взялись за тему, которая прямого отношения к т.н. «АТО», вроде бы, не имеет, — состояние и перспективы Военно-Морских сил страны.
Начало дискуссии положил командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук. На встрече с журналистами в Одессе он откровенно признал давно очевидное не только ему: через несколько лет остатки состоящего под его началом флота сами собой, без боя, тихо «отдадут концы» прямо у причалов. Поскольку «ресурс подавляющего большинства кораблей и судов подходит к концу» и их ежегодно одного за другим приходится списывать «на иголки».
На этом не стоило бы и останавливаться, поскольку про плачевное состояние того, что на Украине по недоразумению все еще принято именовать флотом, тысячу раз писано-переписано. И про то, что на 13 адмиральских и генеральских должностей в ВМСУ сегодня приходится всего четыре боевых корабля, из которых один средний десантный (вспомогательные суда и катера оставим за скобками). И про то, что самому «молодому» из них — фрегату «Гетман Сагайдачный» — уже четверть века от роду, а техническое состояние его таково, что за Босфор выходить небезопасно для собственного экипажа.
Есть еще, правда, в ВМСУ смешанная морская авиационная бригада в составе четырех транспортных и одного противолодочного самолета, а также шести вертолетов (аэродром Чернобаевка, Херсонская область), 36-я бригада морской пехоты имени Константина Ольшанского (г. Николаев), 137-й отдельный батальон морской пехоты (г. Одесса). Но боевая мощь любого флота определяется все же главным образом корабельными соединениями. А с ними, мягко говоря, на Украине не очень.
Все это, повторяю, старо, банально и не стоило бы ровным счетом никакого внимания, если бы не одно обстоятельство. В развернувшейся в Киеве дискуссии о будущем украинского флота четко вырисовались три варианта его дальнейшего развития (или дальнейшей деградации — время покажет). Вот реальность каждого и попробуем оценить.
Точку зрения сторонников первого варианта сам вице-адмирал Гайдук и выразил в том самом заявлении журналистам. Он, предрекая скорую гибель подчиненных кораблей и катеров, просто не имел права ограничиваться ролью флотской Кассандры. Иначе впавшего в непозволительный пессимизм 52-летнего командующего Киев немедленно отправил бы на досрочную пенсию. Поэтому Гайдук предложил свое видение выхода из кризиса. Нужно, считает он, срочно формировать на Украине могущественное «морское лобби». Чтобы разъяснять политикам в Киеве, что «статус морской державы является не самоцелью, а важным фактором экономической и оборонной мощи страны».
Но это, так сказать, теория. А на практике, считает командующий, Украине следует немедленно браться за создание новых боевых кораблей. «Понятно, что строительство и содержание флота недешевая вещь, однако иного пути, кроме как развивать национальные ВМС, у нас просто нет», — сказал Гайдук.
Сколько кораблей и какие именно требуются Украине по мнению ее главного флотского начальства? Масштаб задач у Гайдука, судя по всему, под стать его шитым золотом погонам: «Существующий на сегодняшний день комплект кораблей и катеров пока что является недостаточным для создания морского господства в том или ином районе Черного моря».
То есть Гайдук считает, что ВМС Украины в перспективе должны достичь такого уровня, чтобы оказаться в состоянии устанавливать полный и безусловный контроль за надводной, подводной и воздушной обстановкой там, где им потребуется. Не повсюду, но хотя бы в районе Одессы, которая сегодня является главной базой ВМСУ.
Понятно, что в качестве наиболее вероятного противника украинский адмирал считает российский Военно-Морской флот. Не станем даже рассуждать, насколько реально такое противостояние и каковым может быть его исход при наличии в российском Крыму высокоточных противокорабельных крылатых ракет большой дальности, при базирующейся там мощной смешанной авиационной группировке с самыми современными средствами поражения. Просто последим за дальнейшим ходом гайдуковской стратегической мысли.
Ясно, что для полноценного контроля даже за ограниченным районом моря нужна серьезная корабельная группировка. Такая, которую из нынешнего состава ВМСУ не сформировать при всем желании. Значит, нужны новые универсальные боевые корабли с серьезным вооружением. Где их взять?
У командующего ВМСУ готов ответ: «Первым шагом в возрождении флота должно стать восстановление финансирования строительства боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, и прежде всего — возобновление финансирования главного проекта: создание корвета „Владимир Великий“.
Напомним, что речь идет о сильно разрекламированной в свое время Киевом программе строительства серии абсолютно новых небольших (водоизмещением в 2650 тонн) многоцелевых ракетных кораблей проекта 58250. Их проектирование на Украине началось десять лет назад. Главной особенностью корветов должно было стать полное отсутствие какого-либо оборудования или вооружения из России. Фирмы-поставщики исключительно из Италии, Швейцарии, Франции Германии, США, Дании и Нидерландов. На выходе ожидались современные, быстроходные (скорость — до 32 узлов) корабли, каждый из которых по боевым возможностям должен был превосходить нынешнего флагмана ВМСУ — фрегат „Гетман Сагайдачный“
Решено было до 2026 года (когда ни одной из нынешних боевых единиц ВМСУ на плаву точно не останется) построить серию из 10−12 таких кораблей. Была принята специальная госпрограмма, общей стоимостью в 3 миллиарда долларов.
Но характерные для Украины приключения дорогущей госпрограммы начались немедленно. Уже во времена президентства Виктора Януковича выяснилось, что 3 миллиарда долларов хватит всего на четыре новых корабля. Во время закладки головного корвета „Владимир Великий“ приглашенный на торжественную церемонию Виктор Федорович так и ляпнул с трибуны: „До 2021 года мы должны завершить эту программу и построить четыре таких военных судна“. То есть стоимость каждого корвета к тому времени выросла минимум втрое.
В итоге — картина маслом. „Владимир Великий“ заложен в 2010 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Планировалось, что корабль войдет в строй в 2012-м. Но дело сразу не заладилось. 250 миллионов евро для „Владимира Великого“ в казне не нашлось. В декабре 2010 года в ту пору начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-полковник Педченко ради экономии казенных средств стройку остановил.
Тогда энтузиастами был брошен клич довести корвет до ума, пустив шапку по кругу. Первым свое месячное жалованье в созданный общественный „Фонд возрождения украинского флота“ пожертвовал тогдашний командующий ВМСУ адмирал Михаил Ежель. Но даже и адмиралам платят все же не миллионы…
Возобновившаяся было на народные деньги стройка снова встала через считанные месяцы. Потом возобновилась в 2013-м, но была заморожена в июле 2014-го. Работа продолжилась в ноябре того же года чтобы остановиться в январе 2015-го.
Результат? К сегодняшнему дню на стапеле стоит только некрашеный корпус „Владимира Великого“. Готовность корабля — около 43 процентов.
Теперь, выходит, вице-адмирал Гайдук инициирует продолжение этого увлекательного процесса. Но только кто же ему позволит? Неумолимая правда жизни для украинских военных такова. На закупку, разработку и модернизацию вооружений и техники в 2016-м бюджетных денег им выделено на треть больше, чем год назад. Но даже это всего лишь около 270 миллионов долларов. Собери все до копейки и отдай на „Владимир Великий“ — только на него и хватит.
А как же все эти грозные „Оплоты“ и „Булаты“, призванные растоптать гусеницами непокорный Донбасс? Как же укрепление системы ПВО Украины, объявленной шефом Совета национальной безопасности и обороны Александром Турчиновым абсолютным приоритетом на ближайшую перспективу? На это тоже нужны деньги. Что же останется на корветы?
Но даже не отсутствие средств способно окончательно сгубить новогоднюю идею командующего ВМСУ. Пополнение для украинского флота, судя по всему, уже попросту некому строить. Как раз на другой день после встречи Гайдука с журналистами в Одессе в Николаеве Черноморскому судостроительному заводу, на котором в тишине и забвении мается остов „Владимира Великого“, отключили воду. За долги водоканалу, общий объем которых в пересчете превысил 30 тысяч долларов. Еще раньше количество работников на ЧСЗ с 40 тысяч человек сократили до двух тысяч.
А вы, пан вице-адмирал, говорите: госпрограмма, возрождение флота. Шансов на это — ноль.
Но в Киеве существует и более реалистичный второй вариант преобразований ВМСУ. Его сторонников возглавляет недавний начальник оперативного управления — заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины адмирал Игорь Кабаненко. Для начала этот флотоводец предлагает Киеву признать горькую правду: с утерей Крыма Украина из морского государства превратилась в прибрежное. По этой сильно укоротившейся одежке и следует протягивать военно-морские ножки. И взяться за строительство дешевенького „москитного“ флота.
По подсчетам Кабаненко, за деньги, которые понадобятся на создание одного корвета, можно построить „50−70 боевых катеров различного назначения, которые будут высокоэффективны в ближней морской зоне“. „Выбирая между построением одного корвета и нескольких десятков боевых катеров — целесообразно выбрать катера. Одним корветом накопившихся проблем не решить. Его самого надо будет защищать. А десятками катеров — реально“, — убежден адмирал Кабаненко.
Каковы перспективы тут? Несомненно, адмирал Кабаненко имеет в виду малый быстроходный ракетный катер проекта „Лань“, несколько лет назад разработанный николаевским казенным предприятием „Исследовательско-проектный центр кораблестроения“. Водоизмещение 445 тонн, максимальная скорость порядка 32 узлов. Нечто подобное уже даже создано в „железе“ — для Вьетнама построен артиллерийский катер проекта ТТ400ТР.
Одна беда — „Лань“ пока выходит у Киева именно артиллерийской. Главный калибр вьетнамского катера — 76-мм артустановка. А украинскому варианту „Лани“ необходимы противокорабельные крылатые ракеты. Таких в стране никогда не производили. Ведутся работы над созданием высокоточного оперативно-тактического ракетного комплекса „Коршун“ и „Коршун-2“. Говорят, его пытаются приспособить и для морского базирования. Но до испытаний точно далековато. Налаживать производство — ни времени, ни денег нет.
Командование ВМСУ уже анонсировало, что к 2020 году намерено обзавестись первыми тремя ракетными катерами проекта „Лань“. По тем темпам, которые нынче демонстрирует украинское судостроение, пора бы закладывать на стапеле хотя бы первый. Но вооружать его, повторяю, нечем. Да и хорошо бы прежде решить, что все же нужнее ВМСУ — хотя бы один корвет „Владимир Великий“ или три „Лани“?
И вот тут мы логично подошли к третьему, и, вероятно, самому реалистичному варианту будущего украинского флота. Уже к 2020 году его просто не будет. Такой вывод следует из утвержденной в прошлом году кабинетом министров Украины „Стратегии развития Государственной пограничной службы“. Среди прочего, там сказано, что уже в нынешнем году морские пограничники этой страны получат один катер первого ранга, два катера второго ранга и четыре малых катера. Но главное — через три года к ним добавятся еще и один фрегат и не менее двух корветов.
Про великую украинскую мечту о корветах мы уже подробно поговорили — нет сомнения, что и в планах пограничников речь идет все о тех же кораблях многострадального проекта 58250. Других в соседней стране не проектируют и даже не пытаются создавать. Но вот фрегат? Он-то откуда возьмется у ГПСУ?
Вариант единственный — к 2020 году пограничникам передадут и „Гетмана Сагайдачного“. Тем более что 5 октября 1990 года он был заложен на судостроительном заводе „Залив“ в Керчи под именем „Киров“ по заказу не кого-нибудь, а морских частей погранвойск КГБ СССР. К службе во флоте бывшего „Кирова“ соседи приспособили от безысходности. Нужно же было хоть кому-нибудь ходить за Босфор для демонстрации крепнущей мощи новоявленной океанской державы?
Кроме „Сагайдачного“ из нынешнего корабельного состава ВМСУ передавать морским пограничникам, получается, ничего даже не собираются. Вряд ли потому, что стражам рубежей не нужны дополнительные силы. Просто остальная часть украинского флота к тому времени оставит после себя лишь круги на воде.

На Украине опять неспокойно

Спецслужбы Украины должны пресекать деятельность организаций, выступающих за автономный статус тех или иных регионов Украины.
«Результаты местных выборов показали, что Служба безопасности и контрразведка должны постоянно отслеживать активность антиукраинских политических сил и движений на юго-востоке страны, призывает издание. — По подсчетам Фокуса, там более чем в 10 городах областного и районного значения мэрами стали люди, которые в период «русской весны» 2014 года открыто поддерживали «ДНР/ЛНР». Настораживает также то, что на юго-востоке, в первую очередь в Донецкой и Луганской областях, во многих городских и районных  советах большинство сформировали бывшие члены Партии регионов, политика которой поспособствовала развитию сепаратизма в Украине».
«Спецслужбам не стоит забывать и о регионе с противоположной стороны — Закарпатье, — предупреждает журнал. — Силами той же СБУ и местных активистов здесь удалось пресечь сепаратистскую деятельность кремлевско-русинского проекта, агитирующего за автономию русинов Закарпатья».
В ноябре 2014 года СБУ якобы разоблачила планы местных сепаратистов «силой захватить власть в Закарпатской области и с помощью российских спецслужб создать здесь еще одну самопровозглашенную «народную» республику — «Подкарпатская русь».
«Под постоянным контролем спецслужб должна быть и деятельность в Закарпатье представителей праворадикальной венгерской партии «Йоббик», лидеры которой не раз заявляли, что их основная цель в Украине — создание венгерско-русинской автономии», — указывает на еще одну потенциальную проблему для Киева издание.

Страна 404. Спасите блокираторов от гнева крымчан!

Страна 404. Спасите блокираторов от гнева крымчан!

Ну что, блокада Крыма продолжается? По полной, с речами, с визгом о голоде, о смертях детей. Крымчане «у последней черты». Джамилев и Чубаров уже к кому только не обращались. Где только не высказывались. А эти проклятые фермеры все везут и везут свои буряки в Крым. Чуть ли не под водой тащат.

Зрадник на зраднике сидит и зрадником погоняет. Много говорили. И про то, что по украинским законам Крым все ещё остается для этой страны свободной экономической зоной. И государство кроме слов совершенно ничего не делает для этой самой блокады. И турецкие деньги лидеры не крымских крымских татар отрабатывают по полной. Турки с удовольствием занимают свободные места на крымских рынках и в магазинах. Я уже не говорю о том, что все, кроме самих украинцев и татар де факто уже признали принадлежность Крыма России. А жители полуострова могут и морду набить за своё мнимое украинство. Главное блокада! А может и перешеек перекопать? Нет, с перешейком не получится. Вон стену строили, строили, и наконец… деньги кончились. Придется терпеть тяготы и лишения на блок-постах. К чему я это? Да просто прочитал тут в фейсбуке запись одного крымско не крымского татарина от масс-медиа. Заместителя генерального директора крымскотатарского телеканал ATR Айдера Муждабаева. Прямо слеза пробила. Не запись, а стон угнетенного и голодного народа. Да ещё и брошенного своим правительством на съедение страшной прокурорше Крыма. Страшной не внешне. Тут против всего мира не попрешь. Даже японцы признают её красоту. Страшной потому, что прокурор. И действует как прокурор. Потому позволю себе вольность процитировать данного борца за права крымских татар. «Крымским татарам и другим гражданам Украины родом из Крыма, которые сейчас стоят на блокаде, крымская РФ-прокуратура грозит уголовными делами. Рефат Чубаров уже под следствием. Но Рефат ладно, он крупный политик, известный человек, он переживет. А простые люди? Непонятно, правда, какое отношение имеет эта блокада к юрисдикции России, но они там придумают, дела сошьют, у них это просто… А что сделает украинское государство, чтобы защитить своих граждан, у которых в Крыму живут родители, жены, дети? Напишет какую-нибудь 1001-ю ноту? Это если ещё напишет. То есть — не сделает ничего». Вот ведь парадокс. Если следовать логике этого господина, то блокираторы нарушают Конституцию той же Украины. Мешают осуществлять свободу передвижения внутри страны. Но, в тоже время, блокируют вроде как Россию. А с третьей стороны, никакого отношения Россия к Крыму не имеет. И с четвертой стороны, кому писать 1001-ю ноту и почему… Аж голова закружилась от количества сторон. Такой многогранник, по сути, русские горки, а не текст «То есть, что сейчас происходит. Фактически государство Украина хладнокровно наблюдает за тем, как ещё десяткам, а, возможно, сотням людей ломают судьбы. Оно ничего не предпринимает из какой-то бизнесовой, лоббистской, политической целесообразности — я не знаю, да и не хочу знать. Собственно, нормальному человеку, с честью и совестью, знать тут нужно одно: это цинично и подло. Это какая-то подковерная возня. Мерзость. Это недостойно Майдана. У меня всё». Ну, наконец-то, все. Веселый он мужчина, этот самый Айдер. Как у нас говорят, с больной головы да на здоровую. Кто затеял эту блокаду? И эти самые «кто» не знали, что нарушают украинские законы? Или надеялись, что в Крыму к ним будет какое-то особое отношение? Понятно, что киевские крымские татары потеряли не только физическую, но и духовную связь со своим народом. Понятно, что все эти джамилевы и чубаровы всего лишь инструмент в политической игре одного из сопредельных государств. Понятно, что цель этого государства на сегодня достигнута. Рынки сбыта в Крыму переориентировались с украинской продукции на других поставщиков. А вот не понятно, почему вполне законные уголовные дела на участников блокады, которые завела прокурор Крыма Наталья Поклонская, так взбесили чиновника от телевидения. Почему противоправные действия должно защищать пусть и сомнительное, но государство. А главное, по словам этого же господина в результате блокады Крым вот-вот станет украинским. Так чего так переживать? Сразу все встанет с ног на голову или наоборот. Джамилев, Чубаров и этот самый Муждабаев станут национальными героями, этакими атакрымскотатарами. А прокурор Полонская отправится на нары. Или кто-то привирает помаленьку? Уж прямо и не знаю…

Блокада Крыма: где логика?

Логику «лидеров» Крымских Татар понять еще можно: помогают своим, заодно какой-никакой информационный повод — чтобы не забывали.

Но какая логика движет запрещенной в РФ организацией «Правый сектор»? Они из каких соображений акцию поддержали? Всё, в Крыму украинцев больше не осталось?

А президент Украины? Он то чем думал, когда поддержку этой акции объявлял? Какие-то люди блокируют границу, заменяя тем самым функции государства — а президент, оказывается, только за. Ну разве это не бред?

Давайте разбираться.

Позиция и логика про-украинских активистов.

Если мне не изменяет память, то позиция членов ПС проста: никакого референдума не было, голосование проходило «под дулами автоматов», и вообще Крым — «оккупирован». Друзья, ну так давайте будем последовательны в своей позиции.

Если жители Крыма, по вашему, не делали осознанный выбор — тогда за что блокада? Или вы хотите голодом заморить личный состав ВС РФ? Ну так у них пайки, поставки с материка — их это не коснется. Вы же блокадой пытаетесь ударить по самым незащищенным слоям населения.

Кроме того, по вашим данным в Крыму проживает 60% этнических украинцев. Т.е. получается украинцы объявили блокаду  украинцам? Вам не кажется, что это как-то уж слишком? Вот там еще призывы электричество отрубить… Может у вас просто данные изменились, и этнических украинцев в Крыму не осталось?

Хотя, похоже, все проще. Вы, видимо, наконец признали — референдум был, люди проголосовали, результат известен. И вот теперь, когда вы это осознали, принято решение нерадивых «ватников» наказать. Вот это — вполне логично.

В общем, пожелал бы лидерам запрещенной в РФ организации «Правый сектор» определиться с главным — признаете ли вы факт свободного выбора жителей Крыма или нет. Референдум в Крыму таки был? С Севастополем все итак понятно, я думаю.

Позиция и логика президента Украины.

Опять же, если мне не изменяет память, президент Украины Петр Порошенко считает Крым де-юре территорией Украины, а жителей Крыма, соответственно, гражданами Украины. Именно поэтому появилась очередная новость о каких-то новых правилах въезда в Крым.

Собственно, исходя из этой логики, Крым — объявлен свободной экономической зоной и освобожден от НДС, жители Крыма свободно передвигаются по украинским паспортам через «линию разграничения» (никто не называет это границей, ведь внутри страны границ быть не может). Исходя из этой логики никакой блокады — ни продуктовой, ни энергетической, ни водной — не может быть по определению.

И вот, какие-то люди, перекрывают трассу, не имея никаких на то законных оснований. И что делает президент? Н-е-е-е-т, он не поручает СБУ в этом разобраться, не посылает милицию, не пытается даже переговорить с активистами. Он просто заявляет, что так и надо, и, оказывается, блокада будет способствовать скорейшему возвращению государственного суверенитета над Крымом. Чего-чего? это как? Я отпилю себе руку, чтобы она быстрее зажила? чего курим то?

Извините, но все это похоже на плохую мину при плохой игре. По сути, президент Украины расписался в своей беспомощности. Он не способен предпринимать адекватные действия, не способен принимать самостоятельные решения, не способен разработать четкий план и согласно плана действовать. По сути, законы в Украине постепенно заменяются правом силы — кто силен, тот и закон. А президент — просто ширма (и похоже он уже силой не обладает). Это печаль, и куда такая ситуация может привести страну — даже думать не хочется.

Логика и позиция Западных стран.

Страны Запада не признают результаты референдума под разными предлогами. И хотя понятно, что де-факто Крым стал территорией РФ, де-юре многие считают его украинским. Но тогда хотелось бы услышать позицию западных лидеров по поводу этой хаотичной блокады со стороны Украины. Не считают ли они соглашательскую позицию президента Украины первым шагом на пути к геноциду населения Крыма?

А еще хотелось бы понять, по какому поводу введены особые санкции против Крыма. Напомню: 19 декабря президент Обама подписал Executive Order 13685. Согласно приказа, запрещены любые экспортно-импортные операции с Крымом (включая технологии). После США подобные документы были приняты большинством стран Запада. Это особенно бьет по нашим экспортным предприятиям — приборостроение, IT сектор, грузоперевозки.

По сути западные страны пытаются убить экономику Крыма, это многократно страшнее нынешней «блокады» со стороны Украины. Эти санкции бьют по всем жителям Крыма и Севастополя, не давая нам зарабатывать, не давая нам кормить наши семьи.

Но мне вот что интересно: если Западные страны тоже считают, что референдума не было — то за что наказывают простой народ? Я понимаю логику введения санкций против РФ, но даже они на порядок мягче персональных крымских санкций.

Еще раз: если крымские санкции это наказание крымчан, то за что наказываем? За сделанный выбор? Но тогда пора признать факт проведения референдума и расставить все точки над и, не правда ли?

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s